Skip to main content

Испытания по определению мощности потерь на трение и вентиляцию для разных газов и давлений

В связи с планами по использованию электрокомпрессоров серии ГАГЛИ (а также других, более мощных изделий, разрабатываемых в настоящее время) для перекачки фреонов и иных технических газов, проведена серия испытаний по определению мощности потерь в лепестковых опорах, включая потери на вентиляцию ротора, с разными газами и на разных давлениях.

Испытания проводились на улучшенной модификации изделия (ГАГЛИ-020) тем же способом, ранее уже представленным (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ НА ТРЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЮ РОТОРА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЭЛЕКТРОКОМПРЕССОРА). Изделие было предварительно соответствующим образом подготовлено: компрессорное колесо снято с ротора, ротор повторно отбалансирован без колеса, вместо компрессорной улитки установлен герметичный корпус в виде колпака. Вакуумирование и последующую заправку изделия исследуемым газом выполняли с помощью заправочной станции, наддув до требуемого давления осуществляли с помощью редуктора давления от баллона с газом. На фотографии показан процесс заправки изделия газом (в данном конкретном случае показана заправка гелием).

На графике – результаты испытаний для аргона с давлением 1 и 5 бар.

На графике представлены общие потери для конкретного ротора с диаметром радиальных подшипников – d26мм и диаметром осевых подпятников – d72мм. Указанные потери включают: потери на трение в лепестковых опорах, потери на вентиляцию ротора, а также потери в стали пакета якоря.

Испытания были многократно повторены с различными техническими газами и диапазоном давлений – от 1 до 17 бар. Перечень используемых при испытаниях газов: воздух, аргон, гелий, углекислый газ; также в ближайшее время планируется провести испытания на газообразном фреоне.

В настоящее время решено (пока) не выкладывать полные сведения о полученных результатах испытаний, т.к. эти данные планируется использовать в перспективных проектах, и поэтому содержат «коммерческую тайну».

В ходе испытаний получены ценные сведения, необходимые для грамотного проектирования высокоскоростных электрокомпрессоров и турбомашин на ЛГП, работающих с различными техническими газами в широком диапазоне давлений.

Ключевые слова: Высокоскоростная турбомашина на газовых подшипниках, потери на трение в опорах и на вентиляцию ротора, газовые подшипники, foil bearings.

2021 г.